Еврейский музей в Мюнхене
Современный еврейский музей основан в 2007 году в Мюнхене. Это событие является итогом многолетнего осмысления значения и роли еврейской культуры и истории для города. Неслучайно здесь теме холокоста уделено важное, но не центральное место. Этот музейный комплекс является местом, где больше говорится о жизни в различных её ипостасях, чем о смерти. Идея его создания появилась еще в 1928 году — школьный учитель Штраус предложил организовать региональный музей, посвященный древней культуре евреев. Это понравилась местному сообществу, и через два года в Мюнхене прошла выставка под названием «Украшения для дома и синагоги. Еврейские церемониальные объекты». В 1931 году в Баварии была создана Ассоциация еврейских музеев. Она начала налаживать контакты с аналогичными музеями Австрии, совершать экскурсионные туры в Баварию и собирать коллекцию для экспозиции будущего музея. Однако, планам членов ассоциации не суждено было сбыться — в 1933 году в Германии к власти пришли национал-социалисты. Многие лидеры ассоциации эмигрировали, а коллекция во время Хрустальной ночи 1938 года была уничтожена.
Исторические туры в Мюнхен
В послевоенные годы о создании музейной экспозиции долго не вспоминали. Снова о ней заговорили только после возвращения в Мюнхен Эриха Ортенау — организатора выставки «Избранное: из сундука еврейской семьи». В тот период жизнь небольшого еврейского сообщества протекала практически незаметно для других горожан, поэтому впервые еврейский музей появился только в 1989 г. Его основателем был Рихард Гримм. Коллекция занимала скромное помещение площадью 28 кв.м. Несмотря на отсутствие равнодушия со стороны еврейского сообщества и поддержки муниципальных властей, помещение на Максимилианштрассе довольно быстро стало популярным местом. Его посещали не только евреи, а чаще всего те, кто эмигрировал в 1930-е годы из города, а сейчас приобретает туры в Мюнхен для его посещения.
Именно их памятные подарки сейчас составляют важную часть экспозиции современного музейного комплекса. Спустя десять лет с момента открытия коллекция переехала в другое помещение, расположенное на Райхенбахшотрассе. Это место считается «временным музеем». Сразу после переезда появились разговоры о расширении экспозиции и создании нового музейного помещения. Это уже осуществлялось при содействии синагоги и городских властей. В 2001 г. объявили конкурс на лучший проект. Его выиграли архитекторы Лорх, Вандель и Хёфер, которые являются авторами синагоги в Дрездене.
Концепция музея
Музей и синагога смотрятся как два отдельно расположенных куба. Верхний ярус синагоги занимает лёгкая светопроницаемая конструкция, возвышающаяся над монолитными стенами, возведенными из необработанного известняка и не имеющими окон. Музейное пространство спроектировано по-другому — выставочные залы занимают два «глухих» этажа, расположенных над полностью застеклённым холлом. Идея архитекторов довольно проста: прозрачное оформление первого этажа подчёркивает широкой публике открытость музейной экспозиции. Здесь расположены стойки регистрации, книжный магазин и кафе. Первый этаж является публичным местом, где можно просто встретиться с друзьями, посидеть в уютном кафе и поговорить в спокойной атмосфере. Выставочные залы напротив располагают к сосредоточенности и желанию побыть наедине со своими переживаниями.
В цокольном этаже располагается постоянная выставка под названием «Голоса-места-времена». Здесь посетители при помощи семи инсталляций смогут познакомиться с прошлой и настоящей жизнью евреев в Мюнхене. На втором и третьем этаже проходят временные выставки. Выставочные пространства дополнены специальными комнатами, в которых можно расширить свои познания о предмете. Их создание связано с новыми представлениями о способах подачи материала в музейных экспозициях и о задаче современного музейного комплекса. Организаторы считают, что выставка не должна носить энциклопедический характер, стараясь дать посетителям, которые совершаю экскурсионные туры в Баварию, максимально больше знаний по теме. Намного важнее вызвать вопросы, зародить интерес, который заставит найти и ответы и глубже изучить материал. Выставка должна служить своего рода провокацией для познаний.