Таиланд. Дворец Банг-Паин (Дворец Рамы V, буддийский монастырь)

В пятидесяти километрах от Бангкока в летней резиденции Рамы V Банг-Паин находится храм. И храм этот вовсе не католический и даже не христианский. Это самый настоящий буддийский монастырь. Он называется Ват-Нивет-Тхамаправат.

Как и весь комплекс, Банг-Паин и церковь была сооружена по приказу Чулалонгкорна — наиболее почитаемого в Таиланде короля династии Чакри. Некоторые даже обожествляют этого монарха. Его изображения можно встретить во многих храмах наряду с изображениями Будды.

Летний дворец Банг-Паин был построен специально для того, чтобы Рама V мог принимать европейских посланников и правителей в более привычной для последних обстановке. Именно поэтому Банг-Паин меньше всего похож на классические тайские дворцы.

Сооруженный на рубеже XIX и XX веков, он впитал в себя все черты того времени — эклектичность и противоречивость, но в то же время необычайную красоту и гармонию. Пожалуй, только один павильон посреди озера — Аизаван-Тхипхта-Арт — был выдержан в классическом тайском стиле. Сегодня внутри него установлена статуя монарха, по воле которого и было создано все это великолепие.

Все остальные постройки имеют мало общего с тайскими традициями. И это не удивительно — все они были сооружены, чтобы угодить или польстить тем или иным державам мира.

Скажем, самый крупный дворец — Вихат-Чамрун — был принят в дар от срединной империи.

Китаю явно нравилось, что сиамский монарх принимает иностранных гостей в китайской обстановке.

Впрочем, в то время у Поднебесной империи были свои проблемы, так что большинство сооружений имеет явно выраженный европейский облик.

Это касается и очаровательного павильона Утхаян Пхумисатхиан, выполненного с легким налетом арт нуво, и наблюдательной вышки Хо-Витхун-Тхасана, с вершины которой открывается превосходная панорама дворцового комплекса.

Хотя сам Рама V любил наблюдать отсюда за звездами. Ведь не зря же он прослыл у себя на родине покровителем наук и искусства.

Ну а упомянутый вначале католический собор был возведен, чтобы европейские гости короля спокойно могли исполнять свои религиозные обряды вдали от дома.

Раньше попасть сюда можно было только на лодке. Но сегодня от входа в парк Банг-Паин сюда протянули небольшую канатную дорогу.

Со времен Рамы V прошло почти сто лет. Теперь христиан в Таиланде практически нет. Их и тогда-то не было. Просто сооружение такого богатого храма было чисто политическим ходом. Так что нет ничего удивительного в том, что в наше время христианская церковь превратилась в буддийскую.

Правда, на внешнем и внутреннем виде собора это почти никак не отразилось. Разве что место христианских ангелов заняли буддийские, ну а место Христа, естественно, занял Будда.

Добраться от Бангкока до Банг-Паина можно не только по земле. Обе королевские резиденции связаны рекой Чаопрая. Но к величайшему сожалению, сегодня уже нельзя увидеть величественные королевские процессии, плывущие по водной глади, а ведь это было фантастически красивое и внушительное зрелище.

Надо сказать, что крупнейший королевский дворец Бангкока Чакри-Маха-Прасат, рядом с храмом изумрудного Будды, также был построен по велению Чулалонгкорна. Причем строили его английские архитекторы, что также было частью плана мудрейшего монарха. Смысл его заключался в постоянном лавировании между интересами западных держав и частичных уступок всем и каждому с целью сохранения главного — тайской государственности.

Нижняя часть этого дворца напоминает постройки викторианской эпохи, ну а верхняя — выполнена в классическом тайском стиле. Здесь находился тронный зал Чулалонгкорна. И таким метафорическим образом Рама V все-таки подчеркнул, что Сиам, при всех оговорках, остается самостоятельной державой и интересы простых тайцев для него превыше всего. Может быть, именно благодаря такой позиции Рама V и заслужил всенародную любовь и почитание, если не сказать обожествление. Хотя не только благодаря ней.

В момент смерти его отца, Рамы IV Монгкута в 1868 г. Чулалонгкорну было всего пятнадцать лет. Вначале страной правил его дядя Си Суриявонг. Казалось, что так будет продолжаться вечно, но уже через пять лет молодой король смог перехватить инициативу у своих многочисленных родственников, которые с вожделением взирали на фактически освободившийся трон. А затем были 42 года блистательного правления, во время которого Сиам превратился в одну из самых передовых держав в Азии. Судебные, военные, земельные, дворцовые, финансовые, территориальные, административные и другие реформы позволили Сиаму занять уважаемое место даже среди европейских держав.

Впрочем, при всем этом Чулалонгкорн оставался настоящим азиатским деспотичным владыкой, требовавшим беспрекословного подчинения от своих многочисленных жен, детей и подданных. Хотя, как мы уже говорили, это не помешало Раме V встать в Таиланде практически в один ряд с Буддой.

И лишним тому подтверждением остаются его изображения в возведенном по его приказу готическом храме Ват-Нивет-Тхамаправат на берегу реки Чаопрая в летней резиденции сиамских монархов Банг-Паин.