ЕМ-технологии и вооруженные силы Таиланда
Единственным путем массового внедрения ЕМ-технологии (Биотехнологии природного земледелия) в Таиланде было доведение информации об этой технологии до как можно большего числа его граждан. Осенью 1989 года в Таиланде была проведена Первая международная конференция по естественному земледелию с использованием ЕМ-технологии. Полагая, что она будет иметь больший эффект, если мы привлечем к ее работе другие страны, я пригласил на нее представителей всех стран Азии. ЕМ-технология была основной темой конференции, поэтому местом ее проведения я выбрал университет Хон Каен, расположенный в центре Северо-Восточного Таиланда.
Несмотря на информацию, представленную на информационных табло и фотографиях, участники конференции отнеслись к ней скептически, будучи убежденными, что все это были сфотографировано в Японии. Слова ничего не стоят, а информация об успехах ЕМ-технологии была слишком впечатляющей, чтобы ей поверили. Но это случается всегда, в Японии или другой стране, когда впервые сталкиваешься с такой информацией по ЕМ. Голые слова не могли убедить этих людей. Они могли поверить только тому, что увидят собственными глазами. Поэтому на третий день проведения конференции мы организовали поездку ее участников в Сарабури, Центр естественного земледелия с использованием ЕМ-технологии.
То, что участники конференции увидели там, заставило их задохнуться от удивления. Любой человек с минимальным опытом ведения сельского хозяйства, едва взглянув на предствшее перед его взором, не мог поверить, что такое возможно вырастить без применения искусственных удобрений и ядохимикатов. Но то, что они видели, говорило им, что это не так. Прекрасные плоды, увиденные их глазами, заставили их изменить свое мнение. Следует отметить, что визитеры были администраторами, совершенно не имеющими опыта ведения фермерского хозяйства. Тем не менее, даже те из них, кто считал, что их не проведешь даже при том, что у них нет практического опыта ведения сельского хозяйства, к концу поездки интересовались, могут ли они, не имея практического опыта, достичь с помощью ЕМ подобных результатов.
После посещения Сарабури тон нашего общения стал исключительно положительным, а результатом поездки стало создание международной организации по внедрению ЕМ-технологии, известной под названием Комитет по организации внедрения методов естественного земледелия в странах Азатско-Тихоокеанского региона (The steering committee of the Asia-Pacific Natural Agriculture Network ( The APNAN Steering Committee )). В состав комитета от каждой страны региона вошли по одному представителю-аграрнику, стороннику методов естественного земледелия с использованием ЕМ. Штаб комитета обосновался в Бангкоке, а первоначальное финансирование его деятельности по продвижению ЕМ-технологии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона взял на себя японский Международный Исследовательский Центр естественного земледелия.
Когда стал намечаться прогресс во внедрении технологии в Таиланде, установились тесные отношения между мной, организацией, занимавшейся продвижением ЕМ-технологии в Таиланде, и тайской армией, которые развивались следующим образом.
Большинство солдат тайской армии являются выходцами из северо-восточных территорий Таиланда, леса которой подверглись массовым вырубкам, в результате чего эта территория превратилась в пустыню, непригодную для ведения сельского хозяйства. Обезлесение в регионе было настолько сильным, что эта проблема стала одной из тем обсуждения на конференции ООН по проблемам окружающей среды и развития, проходившей в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Было признано, что упадок сельскохозяйственного производства на северо-востоке страны явился причиной роста и ужасного состояния районов трущеб на окраинах Бангкока, столицы страны.
Северо-восточный Таиланд стал зоной особого внимания в проведении национальной политики, которая предусматривала восстановление в регионе лесов, развитие сельского хозяйства, строительство дорог и водохранилищ. Как я уже говорил, большинство солдат тайской армии были выходцами из этого региона и поэтому с большой ответственностью отнеслись к претворению политики государственного руководства в жизнь. Таиланд обратился к ряду ведущих политических деятелей Японии с просьбой о помощи в реализации программы развития северо-восточных районов страны, однако, что является типичным для большинства членов японского парламента, их словесные обещания о сотрудничестве не подкреплялись делами. В результате этого у тайской армии стало расти серьезное недоверие к Японии.
В Таиланде очень сильны прокоммунистические настроения, поэтому считают, что после падения Вьетнама такое же может повториться и в Таланде. Однако, после победы коммунистов во Вьетнаме ситуация там не улучшилась, а в Камбодже с приходом к власти коммунистов ситуация только ухудшается. Поэтому наилучшим средством противодействия коммунизму является развитие в стране такой экономики, при которой ее народ жил бы в условиях изобилия и процветания.
Я всегда был ярым антикоммунистом и не боюсь говорить это. Как только я почувствовал рост недоверия тайской армии к Японии и понял, что ни к чему хорошему это не приведет, я попросил организовать мне встречу с г-ном Сананом, в то время генералом армии, а позднее советником президента, чтобы непосредственно с ним обсудить складывающуюся ситуацию. Разговор, который длился три часа, я начал с извинений за отношение к Таиланду некоторых ведущих политических деятелей Японии. Затем мы перешли к вопросу, как лучше бороться с угрозой коммунизма и практическим аспектам такой политики. В результате нашей беседы мы пришли к следующему соглашению. Я под свою ответственность пообещал генералу, что Япония ежегодно будет предоставлять Таиланду финансовые средства в размере 10 миллионов иен (US$83,300). Они будут использоваться для превращения фермы в Сарабури в современнейшее хозяйство, основанное на принципах ЕМ-технологии. Ферма будет также оказывать помощь в восстановлении лесов в северо-восточном Таиланде. Когда будет закончена работа по созданию в Сарабури центра органического земледелия, основные усилия будут сосредоточены на подготовке специалистов по ЕМ-технологии, в том числе из числа военнослужащих. Затем основные усилия будут направлены на практическое внедрение ЕМ-технологии на северо-востоке страны. Обстановка в стране в перспективе должна измениться таким образом, чтобы отпала необходимость поддерживать мир в стране с помощью армии. Эту цель можно будет достичь путем превращения сельского и лесного хозяйства в процветаюцую индустрию, которая обеспечит благосостояние народа Таиланда. Когда эта задача будет решена в Таиланде, станет возможным вернуть страны Индокитая, избравшие социалистический путь развития, в лагерь демократических стран. Похоже было, что мое видение ситуации совпало со стратегией, разработанной руководством Армии Таиланда.
Как бы то ни было, я всего лишь профессор регионального университета в Японии и не имею отношения ни к дипломатической службе, ни к финансовому руководству какого-либо уровня.
Однако, какая польза от настроя на действия, если все, что вы делаете is give way under diversity? Пока я был в этом уверен, я готов был решать любые возникавшие передо мной проблемы. К счастью для меня, начав работать с Sekai Kyusei Kyo, я получил удовольствие от сотрудничества с множеством прекрасных людей, благодаря которым стало возможным осуществить этот проект, а центр в Сарабури начал подготовку специалистов из военнослужащих и других представителей народа Таиланда.
Во всяком случае, в вооруженных силах Таиланда созданы и успешно работают сельскохозяйсвенные подразделения, а на базе ВВС в Чанг Мэй пилоты с успехом используют ЕМ-технологию, которую освоили на ферме в Сарабури. Таким же образом часть офицеров в звании летенант, в настоящее время приданные штабу Сил национальной безопасности, заняты мирным трудом по выращиванию фруктов и овощей, тем самым способствуя процветанию северо-восточного региона Таиланда.