АСЕАН как центр интеграционных процессов в Восточной Азии
В течение нескольких десятилетий в регионе действовало только одно интеграционное объединение — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (Association of South East Asian Nations, ASEAN) в составе 5 стран (Сингапур, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Таиланд), в последующие годы присоединились еще 5 государств (Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма). АСЕАН была создана в 1967г. в целях формирования таможенного союза и стабилизации военно-политической обстановки в Юго-Восточной Азии.
До начала 90-х годов ХХ века интеграционные успехи АСЕАН были минимальными: была создана зона преференциальной торговли с многочисленными исключениями и небольшим охватом товаров взаимной торговли, а также развивалось взаимное производственное сотрудничество в рамках компенсационной схемы (совместного использования имеющихся у стран-участниц ресурсов). Начиная с 1992 г., когда были приняты решения Сингапурского саммита о зоне свободной торговли АСЕАН-АФТА (ASEAN Free Trade Area), интеграционные процессы интенсифицировались.
Это привело к формированию зоны свободной торговли в 2000 г. для шести государств и в 2003 г. — для Вьетнама, либерализации взаимных инвестиций, развитию экономического и неэкономического сотрудничества. В 2003 г. было принято решение о реализации амбициозного проекта по созданию АСЕАНовского сообщества как трех сообществ — экономического, политического и социокультурного. Основные документы по формированию АСЕАНовского сообщества — Стратегические рамки Инициативы по интеграции в АСЕАН на 2009-2015 гг. и Дорожная карта по формированию Сообщества АСЕАН на 20092015 гг.
Экономическое сообщество призвано создать единый рынок и производство, содействовать формированию конкурентоспособного экономического региона в Юго-Восточной Азии, глубоко интегрированного в мировую экономику. В рамках формирования экономического сообщества намечено:
1. полностью ликвидировать таможенные пошлины к 2015г. для стран Индокитая (Лаоса, Камбоджи, Мьянмы);
2. ликвидировать в том числе на основе принципа стэндстил и повышения прозрачности, нетарифные барьеры к 2010 г. для АСЕАН-5, к 2012 г. — для Филиппин, и к 2015 г. — для остальных стран-участниц,;
3. либерализовать торговлю услугами к 2013 г. на основе полной отмены ограничений в отношении четырех форм торговли услугами, а также в отношении транспортных услуг, медицинских и туристических услуг, электронной коммерции к 2010 г. и остальных сфер услуг — к 2013г.;
4. в отношении свободных инвестиционных потоков — содействовать формированию инвестиционной зоны АСЕАН, либерализовать перемещение инвестиций и капитала на основе устранения ограничений;
5. достичь свободного перемещения лиц квалифицированного труда на основе:
· упрощения процедур получения виз и разрешений на работу;
· укрепления связей между университетами в целях усиления мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава в рамках Юго-Восточной Азии;
· разработки четких компетенций и квалификационных требований в отношении рабочей силы в приоритетных отраслях — к 2009 г. и в остальных отраслях — к 2010-2015 гг.
Политическое сообщество нацелено на укрепление безопасности, демократии и мира в регионе, поддержку верховенства законов и прав человека. Социально-культурное сообщество АСЕАН должно привести к укреплению солидарности и единства народов, формированию социально ориентированных государств, способных успешно решать социально-экономические проблемы населения стран-участниц. В 2007г. был подписан Устав АСЕАН, который вступил в силу с 15 декабря 2008 г. на основе ратификации государствами-членами. В Уставе зафиксирована в качестве основных целей организации реализация всех трех вышеупомянутых сообществ.
Один из основных показателей достигнутого уровня интегрированности стран Ассоциации — доля взаимного экспорта в совокупном экспорте. Она возросла с 15% в 1980 г. до 25,5% в 2008 г. Хотя показатель существенно уступает показателям в ЕС, НАФТА или даже АТЭС, но это самый высокий уровень среди интеграционных объединений с участием только развивающихся государств. За 1987-2009 гг. совокупный ВВП АСЕАН увеличился с 264,3 млн. долл. до 1.499,4 млрд.долл., за 2005-2009 гг. среднедушевой ВВП в текущих ценах — с 1.606 долл. до 2.534 долл. [1]
АСЕАН является центром экономической интеграции в Восточной Азии. В активизации восточноазиатского регионализма большую роль играют соглашения о зонах свободной торговли, подписанные АСЕАН и другими государствами региона. Если рассматривать этот процесс в хронологическом порядке, то первое соглашение подобного рода было подписано в 2004 г. между АСЕАН и Китаем (ASEAN-China FTA, ACFTA) как соглашение о торговле товарами. Ему предшествовали соглашение 2001 г. и Рамочное соглашение о комплексном экономическом сотрудничестве 2002 г. Их цели состояли в:
— укреплении экономического, торгового и инвестиционного сотрудничества;
— проведении прогрессивной либерализации и содействии торговле товарами и услугами;
— формировании прозрачного и либерального инвестиционного климата;
— активизации включения стран Индокитая в интеграционные процессы на основе постепенного сокращения разрыва в уровнях экономического развития.
С 2007 г. вступило в силу соглашение о торговле услугами, которое предоставляет национальный режим услугам и поставщикам услуг, и с 2010г. — инвестиционное соглашение, призванное сформировать прозрачное пространство взаимных инвестиций и либерализовать инвестиционный климат стран-участниц.
Соглашение о зоне свободной торговли между АСЕАН и Республикой Корея (ASEAN-Korea FTA, AKFTA) действует с июня 2007г. (для Таиланда с 2009 г., после подписания Протокола о присоединении). В соответствии с нормами соглашения, таможенные пошлины были ликвидированы в отношении 90% товаров взаимной торговли, на другие товары они будут снижены на 20% к 2012 г. и до 0-5% к 2016 г. Еще 40 товарных позиций были исключены из либерализационных списков. Соглашение также регулирует:
— проблемы доступа на рынки на основе принципа взаимного признания;
— таможенные процедуры;
— правила определения страны происхождения товара;
— разрешение взаимных споров.
В отношении услуг было подписано отдельное соглашение, которое вступило в силу с мая 2009г., как и инвестиционное соглашение между АСЕАН и Республикой Корея.
В 2009 г. состоялось подписание соглашения с Австралией и Новой Зеландией о создании зоны свободной торговли ААНЗФТА (ASEAN-Australia-New Zealand FTA, AANZFTA), которое в силе с 2010 г. для Австралии, Новой Зеландии и 7 стран АСЕАН (Брунея, Вьетнама, Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Таиланда и Филиппин). Данное соглашение носит комплексный и всеобъемлющий характер, является единственным соглашением так называемого высокого стандарта, которое подписала Ассоциация со странами-партнерами по диалогу. Оно охватывает товары, услуги, мобильность физических лиц и инвестиции. Цели рассматриваемого соглашения:
— либерализация торговли товарами и услугами;
— стимулирование взаимных инвестиционных возможностей на основе формирования благоприятного инвестиционного климата;
— разработка рамок сотрудничества по укреплению, диверсификации и расширению торговли, инвестиционных и экономических связей между сторонами;
— предоставление специального и дифференцированного режима странам АСЕАН, прежде всего, государствам Индокитая.
В торговле товарами предусмотрена ликвидация таможенных пошлин, взаимное признание в отношении доступа на рынки, общие правила происхождения, регулирование таможенных процедур. В рамках торговли услугами гарантируется режим не менее благоприятный, чем режим, предусмотренный и согласованный в рамках особых обязательств (в отношении бизнес-услуг, телекоммуникационных, строительных, образовательных, дистрибьюторских, экологических, финансовых, туристско-рекреационных и транспортных услуг). Инвестиционные нормы включают:
— проведение либерализации инвестиционных режимов;
— предоставление национального режима, компенсацию убытков, беспрепятственный перевод инвестиций;
— регулирование экспроприации и компенсации; порядок разрешения инвестиционных споров.
Одна из отличительных черт зоны свободной торговли ААНЗФТА связана с вопросами мобильности физических лиц, участвующих в торговле и инвестициях; с упрощением формальностей при предоставлении права на временную резиденцию для физических лиц стран-участниц, въезжающих на территорию другого государства-партнера. Еще один существенный аспект рассматриваемого соглашения — регламентация прав интеллектуальной собственности и их защита в соответствии с международными нормами, предусмотренными в соглашениях ТРИПС, Международной конвенции о промышленной собственности и т.д. Данная зона свободной торговли в итоге сформирует крупный потребительский рынок с 600 млн. потребителей и объемом совокупного ВВП в 2 трлн. долл.
В 2009 г. вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли между АСЕАН и Японией (ASEAN-Japan FTA, AJFTA), подписанное еще в 2003 г. С момента вступления в силу документа были ликвидированы таможенные пошлины на 91% товаров взаимной торговли. В соглашении также были определены вопросы правил происхождения товаров, взаимного признания, разрешения споров.
С июня 2010 г. действует соглашение о зоне свободной торговли АСЕАН-Индия (ASEAN-India FTA, AIFTA), пока в усеченном составе для Индии, Сингапура, Малайзии, Таиланда, Вьетнама и Брунея. Предусмотрена ликвидация пошлин на 80% товаров взаимной торговли к 2013 г. и 2016 г. (для Филиппин — к 2018 г.). Исключение касается чувствительных и высокочувствительных товаров, в отношении которых ставки сократятся на 25-50% к концу 2019 г. и на 5% к 2016 г. соответственно. Данное соглашение охватывает только торговлю товарами.
Все соглашения о зонах свободной торговли АСЕАН с отдельными восточноазиатскими странами, таким образом, вступили в силу. В их рамках создан (с Китаем) или продолжается процесс формирования зон свободной торговли (с Японией, Республикой Корея, Индией, Австралией и Новой Зеландией). Ликвидированы таможенные пошлины на подавляющую часть товаров (в объеме 80-90% товарных позиций). Все соглашения регулируют либерализацию торговли товарами, что касается других сегментов формируемых общих рынков, то здесь имеются отличия. Вопросы либерализации торговли услугами отсутствуют в рамках зоны свободной торговли АСЕАН и Японии, АСЕАН и Индии. Инвестиционное регулирование не предусмотрено в соглашениях АСЕАН с Республикой Корея, Японией и Индией. Мобильность физических лиц и упрощение формальностей в отношении перемещения лиц из одной страны в другую страну, а также политика по правам интеллектуальной собственности определена условиями только одного соглашения о зоне свободной торговли — ААНЗФТА (АСЕАН с Австралией и Новой Зеландией).
Интеграционная практика Восточной Азии отличается применением так называемых Сингапурских вопросов, как всех четырех, так и отдельных при подписании соглашений о зоне свободной торговли. Еще на Министерской конференции ВТО в Сингапуре (1996 г.) были разработаны направления глубокой экономической интеграции в рамках модели ВТО+, — инвестиции, конкурентная политика, государственные закупки и содействие торговле. Но из-за разногласий между странами в повестку дня Дохийского раунда переговоров вошло только одно направление -содействие торговле, остальные были исключены.
Зоны свободной торговли высокого стандарта (или глубокой экономической интеграции) стимулируют углубление интеграции на основе всех четырех направлений «Сингапурских вопросов». В зависимости от количества этих направлений, в мире различают зоны свободной торговли высокого стандарта (включены все четыре направления), умеренные зоны свободной торговли (включены 3 направления) и зоны свободной торговли ограниченные (1-2 направления).
Если проанализировать многочисленные соглашения о зонах свободной торговли или об экономическом партнерстве, подписанные восточноазиатскими странами, то они не отличаются т.н. высокими стандартами. Как известно, правила ВТО разрешают развивающимся государствам отступать от норм статьи XIY ГАТТ на основе «развязывающей оговорки» и не охватывать всю или почти всю взаимную торговлю. Исключением является японская интеграционная практика, где подписаны соглашения высоких стандартов, хотя часто исключает из взаимной либерализации сферу сельского хозяйства.