Как проверить оценку стоимости бизнеса перед покупкой

Здравствуйте.

При покупке готового бизнеса нужно проверить каждый значимый процесс, сотрудника и оборудование на отсутствие проблем. Один из таких «проверяемы» процессов, ключевых, значимых для вас, как для покупателя – оценка стоимости покупаемого бизнеса.

Нужно знать, какие методы были выбраны для оценки, насколько эти методы адекватны для конкретного актива, справедлива ли названная цена для продаваемого бизнеса.

В статье ниже – о методах и их применимости к разным видам активов.

Оценка по сравнительному методу

Быстрый и простой метод, хорошо работающий в ограниченном количестве отраслей и совершенно не работающий в других. Суть метода – выбрать сопоставимые бизнес-активы, которые уже продаются или продавались на рынке, посмотреть на их показатели, и назначить за оцениваемый актив похожую стоимость.

Отрасли, в которых сравнительный метод работает – сфера HoReCa (гостиницы-рестораны-кафе), индустрия красоты (салоны, парикмахерские), отдельные направления в медицине, вроде стоматологии. В этих отраслях есть устоявшиеся показатели, по которым разные компании можно сопоставить между собой и вывести общие показатели.

Показатели зависят от конкретной ниши бизнеса. В гостиничном бизнесе самые «ходовые»: номерной фонд и количество дополнительных услуг для клиентов. В ресторанном бизнесе, у кафе и у салонов красоты – число посадочных мест и среднее время на одного клиента (чем время дольше, тем лучше для ресторана и хуже для кафе). В стоматологии – число посадочных мест и средний чек.

В бизнесе же, где таких устойчивых показателей нет, из-за сложности процессов, метод работает плохо, или не работает вообще.

Подходит ли сравнительный метод для продажи бизнеса, к которому вы проявили внимание, зависит от критериев, которые взяты в документе оценке и от числа активов, взятых для сравнения. Если активов много, если показатель устойчив и приведено подтверждение, что его часто используют в других сделках – скорее всего, вы прицениваетесь к кафе или хостелу, и метод подходит. Если же активов для сравнения мало, взяты странные критерии – попросите продавца выполнить оценку стоимости другими методами, потому что здесь сравнительный метод плохо подходит.

Затратный метод

За стоимость бизнеса принимают сумму всех затрат при создании бизнеса и расходы на текущую деятельность («всё, что не чистая прибыль»). Считается затратный метод легко и просто – поднимают данные бухгалтерии, финансовой модели, находят расходы, складывают, получают искомое.

Затратный метод оценки хороший выбор, когда надо оценить какой-то простой бизнес с несложными рабочими процессами, вроде лесопилки. В таком бизнесе роль инноваций и затраты на них предсказуемы, расходы растут линейно, или почти линейно, вместе с прибылью. Для сложных видов бизнеса он также подходит, но здесь нужно тщательно подходить к проверке тех самых расходов. В затраты на бизнес могут входить и лизинг с кредитами автомобилей премиум-класса, и провальные рекламные компании, и найм бестолковых сотрудников. Все это затраты, но в их адекватности, равно как и во включении их в оценку стоимости, можно и нужно сомневаться.

Оценка стоимости методом дисконтированных денежных потоков (DCF, discounter cash flow)

Метод дисконтированных денежных подходов – метод сложный и мы посвятим ему отдельную статью. В статье также расскажем о том, насколько справедлива оценка стоимости по каждому методу, и что вообще можно принимать за справедливость в деле купли-продажи бизнеса.

Благодарим за внимание.