Таиланд. Чиангмай (о городе Чиангмай)
«Ланна» — значит миллион рисовых полей. Именно так называлось одно из первых тайских княжеств на севере страны, причем не трудно догадаться почему. Долина реки Пинг была идеальным местом для выращивания риса. Впрочем, почему была? Рис — это, пожалуй, единственное, что не претерпело никаких изменений за те семьсот лет, что прошли с момента основания королевства и правления славного короля Менграя.
Столицей Ланны был город Чиангмай. Сегодня — это очаровательный провинциальный городок на севере Таиланда. Но слово «ланна» не исчезло совсем из словаря тайцев. Теперь этот термин обозначает художественный стиль того периода. Правда, осталось с тех времен не так уж и много. В основном это — городские стены, храмы и монастыри. Всего их в Чиангмае 121. Надо сказать, что стиль этот сильно отличается от того, что можно увидеть в остальном, южном Таиланде. Железную дорогу в столицу проложили только в 20-х гг. XX века. А потому Ланна испытывала постоянное сильное влияние соседних лаосской и бирманской культур. Бангкок был далеко, а золотой треугольник рядом. Это земля до сих пор остается идеальным местом для выращивания и перепродажи опия.
В 1775 г. король Таксин предпринял военный поход в эти места. Он отвоевывал назад сиамские земли, захваченные бирманцами после падения Аютаи. Тремя годами спустя генерал Чакри отправится отсюда в Лаос, чтобы вернуть в Сиам национальную святыню — статую изумрудного Будды. Больше двухсот лет назад она была увезена во Вьентьян именно отсюда из храма Ват Чеди Луанг. В переводе это означает храм большой ступы. Очень давно ступа была действительно большой — около 90 метров. Но сегодня — только 60. Страшное землетрясение почти вдвое уменьшило высоту памятника.
Ват Чеди Луанг была построена в 1391 г. и вскоре стала хранилищем изумрудного Будды, найденного при загадочных обстоятельствах во время грозы недалеко отсюда. С 1458 по 1550 г. тайская реликвия находилась в этом монастыре, пока не была вывезена в Лаос, куда за ней и отправился будущий король Рама I.
В 12 км от Чиангмая находится священная гора Дойсутеп. Священной она стала потому, что на ее вершине находится храм Ват Пра Тхат Дойсутеп. Без всякого преувеличения можно сказать, что это главная святыня севера Таиланда, совершить паломничество к которой считает своим долгом всякий уважающий себя буддист.
В судьбе этого храма необычно все, и прежде всего то, как было выбрано место для него. В середине XIV века при короле Кунай из Сухотая был приглашен монах Сумана специально для строительства главного храма. Монах принес с собой частицу праха Будды. Король отвел под строительство один из своих садов. Там был построен монастырь Сундок. Через 13 лет он уже перестал удовлетворять королевские амбиции. Было решено, что для такой реликвии неплохо было бы подыскать место получше. Но как определить, где это? Решили положиться на волю судьбы. Прах поместили в специальный саркофаг, а его, в свою очередь, положили на спину белого слона. После чего он был отпущен на волю. Слон долго бродил в окрестностях города, пока не забрался на вершину самой высокой горы. Он три раза обошел вокруг этого места, протрубил в хобот и стал на колени. Тогда всем стало окончательно понятно, что это и есть именно то место, где должен быть храм. Частица праха Будды была похоронена на том месте, где слон стал на колени, на глубине трех метров.
А затем лучшими мастерами была построена ступа. Тот вариант, который существует сегодня, ученые относят к 1385 г. Ее стены покрыты настоящим золотом.
Многих удивляет, что при входе в Ват Пра Тхат Дойсутеп висит фотография петуха. Оказывается, что эта птица клевала всех, кто забывал снять обувь, входя в святилище.
Ват Пра Тхат Дойсутеп находится на высоте 1 600 метров. Чтобы попасть наверх, можно воспользоваться фуникулером, который был сооружен после нескольких несчастных случаев с паломниками. Не у всех хватало сил, чтобы преодолеть больше трехсот ступеней. Но настоящие верующие все равно предпочитают идти пешком. Ведь это тоже пуна — религиозная заслуга, которая идет в кармическую копилку добрых дел. Многочисленные колокольчики всех размеров, висящие по периметру внутренней галереи храма, — это тоже пуны. Перед тем как повесить колокольчик, на металлическом лепестке, привязанном к язычку, нужно написать свое имя. Кстати, благодаря этому же лепестку, колышущемуся на ветру, в храме стоит постоянный мелодичный перезвон.
Со смотровой площадки этого храма открывается превосходный вид на Чиангмай, лежащий практически у подножия горы. Жизнь людей бывшей столицы королевства Ланна течет размеренно и неторопливо — все-таки сегодня это самая что ни на есть глубинка. Правда, один раз в год лицо города изменяется до неузнаваемости: в гостиницах нет мест, на улицах толпы суетящихся людей и множество иностранцев. Это значит, что в Чиангмае наступил февраль, а вместе с ним и крупнейший в мире праздник цветов.