Таиланд. Ремесла в Чиангмае (город Чиангмай, чиангмайские ремесленники: тайский шелк, бумажное полотно)

Город Чиангмай на севере Таиланда знаменит на всю страну. Конечно, не только тем, что находится в знаменитом золотом треугольнике. Прежде всего он известен благодаря своим потрясающим ремесленникам. Без всякого преувеличения Чиангмай вполне можно назвать городом мастеров. Ведь большинство тончайших изделий делается вручную и в соответствии со старинными рецептами. Ювелиры и чеканщики, плотники и ткачи, стеклодувы и гончары — все они словно и не знают, что наступил XXI век. Тем ценнее вещи, которые они делают и которые так далеки от современного промышленного ширпотреба.

Девушки делают самый натуральный тайский шелк. То есть натуральнее не бывает. Здесь вываривают в воде шелковые куколки, здесь же тончайшие нити на специальном веретене сплетают в одну нитку, здесь же их красят в нужные цвета и здесь же их наматывают на катушки. Потом исходный материал раздают ткачихам, которые на доисторических станках вручную делают ткани, которыми восхищается весь мир. Надо сказать, что это работа не из легких. В день девушкам разрешается работать не больше четырех часов. Можете поверить, за это время они устают так, словно работали целый день. За четыре часа они успевают выткать четыре метра шелка. То есть получается, что за час делается один метр ткани. Это очень мало, так что не стоит удивляться, почему натуральный шелк стоит так дорого.

Сегодня ручная работа во всем мире ценится больше всего. Причем не важно, о чем идет речь. Пусть это даже такая безделица, как бумажный зонтик от солнца. Тайская аристократия всегда предпочитала укрываться от жгучих лучей экваториального солнца под элегантными бумажными зонтиками. С древнейших времен белый зонт считался одним из непременных атрибутов королевской власти в Таиланде. Кроме того, по монашескому уставу зонтик должен был иметь при себе каждый монах. Так что эта, казалось бы, современная деталь нашей жизни в прошлых веках использовалась едва ли не чаще, чем сегодня.

Древним мастерам, впрочем, как и их потомкам сегодня, для изготовления зонта не нужно практически ничего, кроме ножа и некоторых других простейших приспособлений. Грубо говоря, все, что нужно, растет рядом с домом в огороде или, точнее, в джунглях.

Самым длительным и трудоемким остается выделка бумажного полотна. Именно бумага, а отнюдь не ткань с самого начала стала главным материалом в зонтичном производстве. Это и проще и дешевле. Для этого нужна только кора дерева Са. Или, как это звучит по-английски, — satree. В течение нескольких часов она вываривается в больших металлических чанах. Вываренная кора отбивается на большой деревянной колоде тяжелой колотушкой до состояния протертой рисовой каши. Затем полученная масса перемешивается с водой и аккуратно распределяется ровным слоем на металлической сетке. В течение нескольких дней масса высыхает и превращается в довольно грубую бумагу, похожую на белый картон. Впрочем, ее плотность зависит от количества сырья, которое было распределено по сетке.

Параллельно с бумаговарением мастера делают бамбуковую арматуру для будущего зонта. Это не так уж и сложно: нарезаются ровные бамбуковые щепочки и выбирается центральная, опять-таки бамбуковая, трость. Специальным шилом проделываются необходимые отверстия, а затем все это собирается в единую конструкцию при помощи плетеной бечевки.

Когда все готово, то бумагу в несколько слоев клеят на раскрытый каркас. Причем он может быть как традиционно круглым, так и квадратным — зависит от пристрастий мастера. Теперь уже практически готовый зонтик в очередной, но не последний раз отправляют на просушку. А вот дальше следует очень важная операция. Для нее даже есть специальная должность на фабрике. Как назвать, ее не так уж и важно, но суть заключается в том, что нужно научить зонтик складываться и раскладываться. Бумагу нужно аккуратно согнуть по будущим линиям изгиба.

На этом работа не заканчивается. Зонтик отправляется к художнику, который во всей красе может проявить свою бурную фантазию. Обычно бумага расписывается цветами и простейшими геометрическими фигурами. Иногда появляются пейзажи или сцены из истории. Из рук художника зонтик опять отправляется на просушку, уже в последний раз. Хотя именно на солнце ему и предстоит провести большую часть своей жизни, но это в Таиланде. Большинство туристов вовсе и не думают укрываться под ними от солнца. Эти красивые игрушки отправляются в дальние края в качестве сувениров из страны, где всегда светит солнце и где люди прячутся от него под расписными бумажными зонтиками.

Тайские власти всячески поддерживают чиангмайских ремесленников. Этим людям удалось сохранить в XX веке частичку той жизни, которой больше нет, которая навсегда исчезла в технократических битвах промышленных революций. Именно это главным образом и привлекает на север Таиланда тысячи туристов. Пускай здесь нет моря, зато есть та первозданность человеческой жизни, которую не найдешь ни в Старом, ни тем более Новом Cвете.