Таиланд. Духи (буддизм)

Каждый мужчина в Таиланде должен быть монахом. Естественно, не всю жизнь, а лишь часть ее, кто сколько может, хочет или считает нужным. Сроки бывают самые разные — от одного дня до нескольких десятков лет. Есть и такие, кто остается в монастырских стенах всю свою жизнь. Практически до конца XX века пострижение в монахи рано или поздно касалось всех без исключения — будь ты крестьянин, банкир, нищий или король. Кстати, бывали случаи, когда последние, как, например, король Таксин, пытались укрыться в стенах храма от разъяренной толпы. Дело в том, что фигура монаха в Таиланде священна и неприкосновенна. Даже сегодня к монахам нельзя прикасаться. Правда, триста лет назад Таксину это не помогло. Он был убит, уже будучи монахом. Может быть, это произошло потому, что он принял сан буквально за пару часов до своей гибели. Ход событий уже ничто не могло остановить. Но это все-таки исключение. А в обычной жизни без прохождения через монашество мальчик никогда не мог стать мужчиной. Конечно, не в физическом плане. Все это касается сугубо ментальной области, что играет в Таиланде наиболее важную роль.

Помимо буддизма, сохраненного в своем первозданном естестве, основополагающим понятием для тайцев остается такая категория, как «санук». Приблизительно это можно перевести как удовольствие. Если говорить точнее, то все в этой жизни должно приносить радость. Работа, отдых, развлечения, деловые беседы, еда, монашеская инициация, короче, все без исключения. Наверное, поэтому многие важные должности в госаппарате или бизнесе Таиланда занимают этнические китайцы, не отягощенные столь расслабляющим понятием.

Тайца невозможно заставить сделать что-либо, если ему это не нравится. Ответ будет один — «майсанук». Или, говоря современным русским языком, — «не в кайф». Превратить «майсанук» в «санук» невозможно ни уговорами, ни даже большими деньгами. Это объясняет факт частой смены даже очень хорошей работы среди тайцев. И что удивительно, даже европейцы в Юго-Восточной Азии легко заражаются этой болезнью. Южный буддизм разлагающе действует на неокрепшие умы. Именно в нем нужно искать первопричину столь странного на первый взгляд поведения тайцев.

И что еще удивительнее, при столь сильном влиянии буддизма тайцы одновременно остаются анимистами, то есть верят в полчища нематериальных духов, обитающих в материальном мире. Самое большое подтверждение этому можно увидеть в столице напротив королевского дворца и храма изумрудного Будды. Это не просто красивая башня — это городская колонна Лак-Мыанг. Здесь живет дух Бангкока. Так же как и в Ват-Пракэо, здесь никогда не бывает мало народу. Но если храм изумрудного Будды — это главная официальная святыня всего Таиланда, где, естественно, полным полно туристов, то в Лак Мыанг больше встречаются простолюдины, которые искренно верят, что дух хранитель города принесет им удачу. Нетрудно понять, что значит удача для тайца. Это практически тот же «санук». Чтобы все получилось в радость само собой делать ничего не надо было. А если работа — то приятная и тоже по душе, но за большие деньги. В общем, ждать такую удачу можно всю жизнь.

Такой ситуацией ловко пользуются всевозможные мошенники и вполне честные устроители лотерей. Их здесь предостаточно. Азиаты вообще очень азартны, а уж тайцы тем более. К тому же крупный выигрыш в лото как раз и является идеальным вариантом той удачи, которую все ждут от доброго духа живущего в бангкокской колонне. Чтобы заручиться его поддержкой и расположением, люди приносят ему жертвы, кладут на алтарь традиционные лотосы, выпускают на волю птиц. При этом надо вести себя с почтением, чтобы не прогневить божество. Здесь постоянно проходят театральные шоу и танцевальные представления. Все это делается в честь духа-хранителя. Жесты танцовщиц наполнены глубочайшим смыслом. Все это не просто движения телом и руками, это общение с высшими силами. Праздные туристы и не подозревают, что танцующие в этот момент становятся своеобразными жрицами духа Бангкока.

У каждого духа должно быть свое жилище. Именно поэтому почти у каждого здания в Таиланде можно увидеть маленькие домики, напоминающие богато разукрашенные скворечники или собачьи будки. Все это домики для духов. Хозяева отелей, банков, самых разных контор, не говоря уж о простых обывателях, — все считают своим долгом обзавестись подобной деталью. В Таиланде существует множество заводов, которые специализируются на производстве домиков для духов. На рынке можно приобрести такое сооружение любого размера — от гигантского до микроскопического. Все зависит от пристрастий и финансовых возможностей покупателя.

Между прочим, у человека тоже есть свой дух. Его зовут кхуан. Его домиком является голова. Поэтому к чужой голове ни в коем случае нельзя прикасаться. Даже если это хорошо знакомый приятель или ребенок. Этим вы проявляете неуважение к духу и тем самым наносите человеку смертельное оскорбление. В общем, с духами надо быть очень и очень осторожным. Иначе могут произойти самые разные неприятности. Например, дух Джима Томпсона — американского миллионера и фактического создателя новой тайской шелковой промышленности — не смог уберечь последнего от беды. В 1967 г. Томпсон бесследно исчез во время прогулки по джунглям Малайзии. Зачем он туда отправился, непонятно. Но духам, которые до того явно благоволили удачливому бизнесмену, это явно не понравилось.