Таиланд. Храмовая ступа Пра Патом чеди

Буддисты считают, что традиционная форма храмовой ступы была задана перевернутым горшком для подаяний. У монаха по уставу должен быть определенный набор жизненно необходимых предметов: посох, веревка, зонт, ситечко для воды, чтобы не выпить случайно какой-нибудь живность из ручья или озера, и, конечно, котелок для подаяний. Вот он-то и послужил прообразом всех современных буддистких ступ. 
Самая большая в мире ступа находится в Таиланде, в пятидесяти шести километрах к западу от Бангкока, в маленьком провинциальном городке с труднозапоминаемым названием — Накхонпатхом. Тайцы гордо называют это гигантское сооружение старейшим буддистским храмом Таиланда. Хотя, по правде говоря, первоначально к Таиланду это фантасмагорическое сооружение имело такое же отношение, как, скажем, кафедральный собор Кенигсберга к России. Первые тайские княжества стали возникать намного севернее современного Накхонпатхома начиная с VI века. А храм, который позже превратился в чеди, был построен в V веке. Именно тогда здесь возникли буддистские общины монгских народов южной Бирмы. Причем тогда это была земля древнейшего княжества Дваравати.

Потом эти земли в разное время входили в состав крупнейших империй Юго-Восточной Азии. Ангкорские кхмеры, аютайские сиамцы — все они в разные периоды своей истории предъявляли права на эту святыню. В конце концов она оказалась на территории Сиама, или, как он называется теперь, Таиланда. Так или иначе, но именно в этой точке на карте современного тайского государства впервые буддизм появился как религия. Именно отсюда он распространился по всей стране.

Самой большой ступой Пра Патом чеди стала, естественно, не сразу. Ее нынешняя форма значительно отличается от оригинальной. Да и размеры ее изначально были гораздо скромнее. В те отдаленные времена эта чеди была выполнена в стиле классической индийской или непальской ступы.

Многочисленные средневековые кхмеро-аюто-бирманские войны не могли не оставить свой след и на этом памятнике. В начале XI века кхмерский король Сурьяварман I захватил город и построил брахманский пранг поверх святилища. Потом сюда пришли бирманцы, а за ними сиамцы. Храм оказался практически разрушен. Долгое время Пра Патом чеди лежала в руинах, пока будущий сиамский король Монгкут, четвертый тайский король династии Рама, еще во времена своего монашества не совершил паломничество в район Накхонпатхома. В тот момент, то есть в середине XIX века, ступа была высотой всего 84 метра. Когда Рама IV стал королем, он решил отреставрировать древнюю святыню.

Очень скоро вокруг нее была построена другая чеди, уже очень сильно напоминающая современную. Эти масштабные работы начались в 1853 г. А закончились уже при царствовании сына Монгкута — Рамы V, который добавил еще некоторые декоративные элементы.

Потом уже в XX веке ступа была еще не один раз реставрирована. Практически каждый тайский монарх считал своим долгом приложить руку к столь древнему сооружению. Рама VI, например, приказал поставить довольно большую статую стоящего Будды, которому дал незатейливое название — Пхра руан роджанаритхи сри индрат тхи тхармопат махаваджираховутх радж пуджанияборбит. Или что-то в этом роде.

Теперь Пра Патом чеди возвышается над Накхонпатхомом на высоте 127 метров. Массивное сооружение, покрытое оранжево-коричневыми плитами, довлеет над городом. В течение двенадцатого лунного месяца, то есть в ноябре, здесь проходит знаменитый на весь Таиланд религиозный праздник. Раз в год заштатный городишко превращается в буддийскую столицу Таиланда.

Сотни тысяч туристов и паломников приезжают прикоснуться к древнейшему буддийскому храму и самой высокой в мире чеди. При этом они как-то не задумываются над тем, что в результате всех многочисленных перестроек древний храм был практически уничтожен. Современная Пра Патом чеди не имеет с оригиналом времен Дваравати ничего общего ни в формах, ни в размерах, в общем, ни в чем, кроме, пожалуй, места, на котором находится современная и на котором в V веке стояла первая чеди. Но для верующих это не имеет ровно никакого значения. Ведь если люди могут переживать сотни жизней, то почему то же самое не может произойти и с храмом?