Глубоководные аппараты

Развитие всего комплекса океанологических знаний — геологии, биологии, химии торя — потребовало аппаратов для эффективной разведки на больших глубинах. Во второй половине XX в. батисферы и батискафы сменились новым поколением небольших научно-исследовательских субмарин. Они оснащены мощными двигателями и различными устройствами, необходимыми для съемки и сбора образцов на любых глубинах; их можно перевозить к месту погружения на обычных судах.

«Архимед»

Эта французская субмарина батискафного типа построена в 1958 г. Ее длина — 22 м, экипаж — три человека. Проводя работы в Тихом океане, «Архимед» в 1962 г. достиг в Курило-Камчатском желобе глубины 9545 м. Этот аппарат способен достичь максимальных глубин Мирового океана, но такая задача перед ним не ставилась. «Архимед» используют в основном для погружения в желоба Тихого, Атлантического океанов и Средиземного моря для сбора образцов донных осадков, фото- и киносъемки, замеров физико-химических параметров, наблюдения абиссальной фауны.

«Алвин»

Этот американский научно-исследовательский аппарат, построенный в 1964 г., берет на борт трех человек и погружается на глубину до 4500 м. «Алвин» участвовал в 1966 г. в эпопее с вылавливанием атомной бомбы, которую «потерял» американский бомбардировщик у берегов Испании, а в 1986 п-в поисках остатков «Титаника».

«Шинкай»

Включившись в подводные гонки, японцы в 1982 г. построили научно-исследовательскую субмарину «Шинкай-2000». Ее длина — 9,3 м, она погружается на 2000 м с двумя пилотами и одним ученым на борту. Впоследствии японцы спустили на воду «Шинкай-6500». На сегодняшний день это чемпион по глубине погружения среди аппаратов с ручным пилотированием. Рекорд — 6527 м — был установлен в 1989 г. в Курило-Камчатском желобе. Этот глубоководный аппарат используют геофизики и геологи для разведки донных ресурсов и прогнозирования землетрясений, сбора информации о животном мире и свойствах водной среды.

«Мир-1» и «Мир-2»

Эти мини-субмарины построены в 1987 г. специально для Института океанологии АН СССР. Они берут на борг двух пилотов и одного наблюдателя, могут погружаться на 6000 м и не всплывать 17-20 ч благодаря высокой энергетической автономности. Режиссер Джеймс Камерон использовал «Миры» при съемках -Титаника». Кдругим значительным свершениям этих аппаратов можно отнести участие в исследовании глубоководных гидротермальных источников, а также экспедиции в район гибели атомных подлодок «Комсомолец» и «Курск».

«Наутилус»

Этот французский глубоководный аппарат нестроен в 1989 г. Длина «Наутилуса» — 8 м, высота — ок. 4 м. Он погружается па глубину 6000 м, то есть способен исследовать 97% дна Мирового океана. Запаса кислорода на борту хватает на 5 суток для троих человек. «Наутилус» оснащен двумя механическими «руками» с захватами. Аппарат участвовал в проектах по изучению океанских желобов, гидротермальных источников и остатков «Титаника».

«Цианея»

Это французское «ныряющее блюдце» берег на борт трех человек и погружается на 3000 м. «Цианея» начала работать в 1969 г. и успела поучаствовать во множестве научных экспедиций. К числу ее достоинств относятся легкость и превосходная техническая оснащенность: членистая рука с клешней-захватом, контейнер для сбора образцов, кино-, фото- и видеокамеры, работающие синхронно с прожекторами. Блюдце развивает скорость до 2 узлов и может 6-10 ч действовать автономно.

Роботы за бортом

Океанолога, не желая рисковать жизнями людей, для сбора информации на больших глубинах используют беспилотные аппараты с дистанционным управлением (ДУА). Это роботы, которые подчиняются командам, подаваемым с надводного корабля или субмарины. По сравнению с подлодкой у них множество преимуществ — неограниченное время погружения, сравнительная простота техобслуживания и ремонта, скромные размеры, позволяющие обследовать узкие пространства. Они нужны не только ученым, но и военным, и даже предпринимателям, занимающимся подводным строительством и эксплуатацией донных ресурсов. Автономные подводные аппараты (АЛА) работают по заранее введенной в них программе под контролем оператора. Многие научно-исследовательские субмарины связаны кабелями с роботами. Например, «Алвин» использовал робота «Джексона» для съемок в труднодоступных частях затонувшего «Титаника». Такие же задачи решает и «Робин» — робот-разведчик «Наутилуса» (внизу).