Батисферы и батискафы

Разработка водолазного снаряжения дала блестящие результаты, но даже в жестком скафандре человек не способен опускаться на глубину в несколько километров – слишком велико давление воды. Работать там можно, лишь находясь внутри прочных резервуаров вроде подводных лодок.


Бочка Александра Македонского (325 до н. э.)

Согласно легенде, великий завоеватель лично опробовал первую в истории батисферу. Желая ознакомиться с подводным миром, Александр якобы погружался на глубину в бочке со стеклянным окном. Емкосгь была обтянута кожей, пропитанной пчелиным воском.

Водолазные колокола (1535)

Подводные колокола напоминали огромные перевернутые вверх дном котлы. Под водой внутри их удерживался запас воздуха, которого человеку хватало на несколько минут на глубине порядка 10 м. Первую действующую модель водолазного колокола придумал итальянец Гульсльмо де Лорена. Его конструкция из металла с иллюминаторами использовалась на озере 11еми при обследовании затонувших древнеримских судов.

Цилиндр Летбриджа (1795)

Англичанин Джон Летбридж изобрел «ныряльную машину» (вверху). Она представляла собой узкую деревянную бочку с металлическими обручами, иллюминаторами и отверстиями для рук с герметичными манжетами. Подводник втискивался в бочку, закрывал люк и высовывал наружу руки. Под водой он дышал воздухом, который находился в бочке, а сигнал к подъему подавал, дергая за веревку, ведущую к колокольчику на поверхности. Разыскивая под водой сокровища, Летбридж проводил в своей машине по полчаса на глубине 16 м.

Колокол Галлея (1690)

Имя англичанина Эдмунда Галлея увековечено в открытой им комете. Однако его интересовала не только астрономия. В 1690 г. он усовершенствовал водолазный колокол. Галлей построил обшитую свинцом деревянную бадью, атмосфера в которой освежалась сжатым воздухом, поступавшим из закрепленных на дне бочек. В таком колоколе Галлей и еще трос добровольцев провели 1 ч 15 .мин на глубине более 15 м.

«Черепаха» Бушнелла (1775)

Американский инженер Дэвид Бугаиелл изобрел подводную лодку с ручным двигателем. «’Черепаху» приводили в движение два гребных винта, которые крутил вручную сидящий внутри человек. Насос позволял заполнять водой и продувать балластную цистерну, регулируя глубину погружения. Эта машина была вполне работоспособной. Ее главным минусом оставался маленький запас воздуха – только тот, что в каюте. Каждые полчаса приходилось всплывать и проветривать помещение.

«Плояже» Буржуа-Бруна (1863)

Французские морские офицеры Пьер Буржуа и Шарль Брун изобрели первую в истории субмарину с механическим двигателем. Ее винт крутил сжатый воздух из компрессора. Погружение и всплытие обеспечивали заполнение водой и, соответственно, продувание балластных цистерн. Запас сжатого воздуха хранился в особых резервуарах. Длина лодки -45 м, диаметр – 3,6 м, вместимость -12 человек. «Плонже» послужил Жюлю Верну образцом для описания «Наутилуса».

Батисфера Биба-Бартона (1935)

Американцы Уильям Биб и Отис Бартон первыми достигли глубины 908 м. Знаменательное событие произошло в районе Бермудских островов. Погружение проходило в стальной сфере, спускаемой за борт на прочном тросе. Через ее иллюминаторы люди впервые наблюдали глубоководную фауну.

«Триест» Пиккара (1953)

Багаскаф, сконструированный швейцарцем Огюстом Пиккаром, до сих пор держит мировой рекорд по глубине погружения. Создатель «Триеста» сначала увлекался высотными полетами на стратостатах, а потом заинтересовался глубоководными исследованиями. «Триест» был спущен на воду в 1953 г. Отсек с людьми (гондола) прикреплялся к гигантскому поплавку, заполненному нефтью, которая легче воды. Роль балласта играли свинцовые грузила. Сын изобретателя Жак Пиккар и американец Джон Уолш 21 января 1960 г. погрузились на «Триесте» на глубину 10 9П м (Марианский желоб в Тихом океане).

«Ныряющее блюдце» Кусто (1959)

Первое в мире судно типа «ныряющее блюдце» – двухместная «Дениза» – погружалось на глубину 350 м. Этот маленький аппарат легко перевозится на морском корабле, он незаменим для автономных подводных исследований. Вслед за «Денизой» появились и другие «блюдечки». Среди них «Цианея» (1966), которая опускается на глубину до 3 км. Она верой и правдой служит французскому НИИ эксплуатации морских ресурсов (ИФРЕМЕР).