АСЕАН как центр интеграционных процессов в Восточной Азии

В течение несколь­ких десятилетий в регионе действовало только одно интеграционное объединение — Ассоциа­ция стран Юго-Восточной Азии (Association of South East Asian Nations, ASEAN) в составе 5 стран (Сингапур, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Таиланд), в последующие годы присоединились еще 5 государств (Бруней, Вьетнам, Лаос, Кам­боджа, Мьянма). АСЕАН была создана в 1967г. в целях формирования таможенного союза и ста­билизации военно-политической обстановки в Юго-Восточной Азии.

До начала 90-х годов ХХ века интеграцион­ные успехи АСЕАН были минимальными: была создана зона преференциальной торговли с мно­гочисленными исключениями и небольшим охва­том товаров взаимной торговли, а также развива­лось взаимное производственное сотрудничество в рамках компенсационной схемы (совместного использования имеющихся у стран-участниц ре­сурсов). Начиная с 1992 г., когда были приняты решения Сингапурского саммита о зоне свобод­ной торговли АСЕАН-АФТА (ASEAN Free Trade Area), интеграционные процессы интенсифици­ровались.

Это привело к формированию зоны свобод­ной торговли в 2000 г. для шести государств и в 2003 г. — для Вьетнама, либерализации взаимных инвестиций, развитию экономического и неэ­кономического сотрудничества. В 2003 г. было принято решение о реализации амбициозного проекта по созданию АСЕАНовского сообщества как трех сообществ — экономического, политиче­ского и социокультурного. Основные документы по формированию АСЕАНовского сообщества — Стратегические рамки Инициативы по интегра­ции в АСЕАН на 2009-2015 гг. и Дорожная карта по формированию Сообщества АСЕАН на 2009­2015 гг.

Экономическое сообщество призвано со­здать единый рынок и производство, содейст­вовать формированию конкурентоспособного экономического региона в Юго-Восточной Азии, глубоко интегрированного в мировую экономику. В рамках формирования экономического сооб­щества намечено:

1. полностью ликвидировать таможенные пошлины к 2015г. для стран Индокитая (Лаоса, Камбоджи, Мьянмы);

2. ликвидировать в том числе на основе принципа стэндстил и повышения прозрачности, нетарифные барьеры к 2010 г. для АСЕАН-5, к 2012 г. — для Филиппин, и к 2015 г. — для остальных стран-участниц,;

3. либерализовать торговлю услугами к 2013 г. на основе полной отмены ограничений в отно­шении четырех форм торговли услугами, а также в отношении транспортных услуг, медицинских и туристических услуг, электронной коммерции к 2010 г. и остальных сфер услуг — к 2013г.;

4. в отношении свободных инвестицион­ных потоков — содействовать формированию инвестиционной зоны АСЕАН, либерализовать перемещение инвестиций и капитала на основе устранения ограничений;

5. достичь свободного перемещения лиц квалифицированного труда на основе:

· упрощения процедур получения виз и раз­решений на работу;

· укрепления связей между университетами в целях усиления мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава в рамках Юго-Восточной Азии;

· разработки четких компетенций и квалифи­кационных требований в отношении рабочей силы в приоритетных отраслях — к 2009 г. и в остальных отраслях — к 2010-2015 гг.

Политическое сообщество нацелено на укре­пление безопасности, демократии и мира в ре­гионе, поддержку верховенства законов и прав человека. Социально-культурное сообщество АСЕАН должно привести к укреплению соли­дарности и единства народов, формированию социально ориентированных государств, способ­ных успешно решать социально-экономические проблемы населения стран-участниц. В 2007г. был подписан Устав АСЕАН, который вступил в силу с 15 декабря 2008 г. на основе ратификации государствами-членами. В Уставе зафиксирована в качестве основных целей организации реали­зация всех трех вышеупомянутых сообществ.

Один из основных показателей достигну­того уровня интегрированности стран Ассоци­ации — доля взаимного экспорта в совокупном экспорте. Она возросла с 15% в 1980 г. до 25,5% в 2008 г. Хотя показатель существенно уступает показателям в ЕС, НАФТА или даже АТЭС, но это самый высокий уровень среди интеграционных объединений с участием только развивающих­ся государств. За 1987-2009 гг. совокупный ВВП АСЕАН увеличился с 264,3 млн. долл. до 1.499,4 млрд.долл., за 2005-2009 гг. среднедушевой ВВП в текущих ценах — с 1.606 долл. до 2.534 долл. [1]
АСЕАН является центром экономической интеграции в Восточной Азии. В активизации восточноазиатского регионализма большую роль играют соглашения о зонах свободной торговли, подписанные АСЕАН и другими государства­ми региона. Если рассматривать этот процесс в хронологическом порядке, то первое согла­шение подобного рода было подписано в 2004 г. между АСЕАН и Китаем (ASEAN-China FTA, ACFTA) как соглашение о торговле товарами. Ему предшествовали соглашение 2001 г. и Рамочное соглашение о комплексном экономическом со­трудничестве 2002 г. Их цели состояли в:

— укреплении экономического, торгового и инвестиционного сотрудничества;

— проведении прогрессивной либерализации и содействии торговле товарами и услугами;

— формировании прозрачного и либерального инвестиционного климата;

— активизации включения стран Индокитая в интеграционные процессы на основе по­степенного сокращения разрыва в уровнях экономического развития.

С 2007 г. вступило в силу соглашение о тор­говле услугами, которое предоставляет нацио­нальный режим услугам и поставщикам услуг, и с 2010г. — инвестиционное соглашение, призванное сформировать прозрачное пространство взаим­ных инвестиций и либерализовать инвестици­онный климат стран-участниц.

Соглашение о зоне свободной торговли между АСЕАН и Республикой Корея (ASEAN-Korea FTA, AKFTA) действует с июня 2007г. (для Таиланда с 2009 г., после подписания Протокола о присоединении). В соответствии с нормами соглашения, таможенные пошлины были ликви­дированы в отношении 90% товаров взаимной торговли, на другие товары они будут снижены на 20% к 2012 г. и до 0-5% к 2016 г. Еще 40 товар­ных позиций были исключены из либерализационных списков. Соглашение также регулирует:

— проблемы доступа на рынки на основе прин­ципа взаимного признания;

— таможенные процедуры;

— правила определения страны происхожде­ния товара;

— разрешение взаимных споров.

В отношении услуг было подписано отдель­ное соглашение, которое вступило в силу с мая 2009г., как и инвестиционное соглашение между АСЕАН и Республикой Корея.

В 2009 г. состоялось подписание соглаше­ния с Австралией и Новой Зеландией о создании зоны свободной торговли ААНЗФТА (ASEAN-Australia-New Zealand FTA, AANZFTA), которое в силе с 2010 г. для Австралии, Новой Зеландии и 7 стран АСЕАН (Брунея, Вьетнама, Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Таиланда и Филиппин). Данное соглашение носит комплексный и все­объемлющий характер, является единственным соглашением так называемого высокого стандар­та, которое подписала Ассоциация со странами-партнерами по диалогу. Оно охватывает товары, услуги, мобильность физических лиц и инвести­ции. Цели рассматриваемого соглашения:

— либерализация торговли товарами и услу­гами;

— стимулирование взаимных инвестиционных возможностей на основе формирования бла­гоприятного инвестиционного климата;

— разработка рамок сотрудничества по укре­плению, диверсификации и расширению торговли, инвестиционных и экономических связей между сторонами;

— предоставление специального и дифферен­цированного режима странам АСЕАН, пре­жде всего, государствам Индокитая.

В торговле товарами предусмотрена лик­видация таможенных пошлин, взаимное при­знание в отношении доступа на рынки, общие правила происхождения, регулирование тамо­женных процедур. В рамках торговли услугами гарантируется режим не менее благоприятный, чем режим, предусмотренный и согласованный в рамках особых обязательств (в отношении бизнес-услуг, телекоммуникационных, строи­тельных, образовательных, дистрибьюторских, экологических, финансовых, туристско-рекреационных и транспортных услуг). Инвестици­онные нормы включают:

— проведение либерализации инвестицион­ных режимов;

— предоставление национального режима, компенсацию убытков, беспрепятственный перевод инвестиций;

— регулирование экспроприации и компенса­ции; порядок разрешения инвестиционных споров.

Одна из отличительных черт зоны свобод­ной торговли ААНЗФТА связана с вопросами мобильности физических лиц, участвующих в торговле и инвестициях; с упрощением формаль­ностей при предоставлении права на временную резиденцию для физических лиц стран-участниц, въезжающих на территорию другого государ­ства-партнера. Еще один существенный аспект рассматриваемого соглашения — регламентация прав интеллектуальной собственности и их за­щита в соответствии с международными норма­ми, предусмотренными в соглашениях ТРИПС, Международной конвенции о промышленной собственности и т.д. Данная зона свободной тор­говли в итоге сформирует крупный потребитель­ский рынок с 600 млн. потребителей и объемом совокупного ВВП в 2 трлн. долл.

В 2009 г. вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли между АСЕАН и Японией (ASEAN-Japan FTA, AJFTA), подписанное еще в 2003 г. С момента вступления в силу документа были ликвидированы таможенные пошлины на 91% товаров взаимной торговли. В соглашении также были определены вопросы правил проис­хождения товаров, взаимного признания, разре­шения споров.

С июня 2010 г. действует соглашение о зоне свободной торговли АСЕАН-Индия (ASEAN-India FTA, AIFTA), пока в усеченном составе для Индии, Сингапура, Малайзии, Таиланда, Вьетна­ма и Брунея. Предусмотрена ликвидация пошлин на 80% товаров взаимной торговли к 2013 г. и 2016 г. (для Филиппин — к 2018 г.). Исключение касается чувствительных и высокочувствитель­ных товаров, в отношении которых ставки сокра­тятся на 25-50% к концу 2019 г. и на 5% к 2016 г. соответственно. Данное соглашение охватывает только торговлю товарами.

Все соглашения о зонах свободной торгов­ли АСЕАН с отдельными восточноазиатскими странами, таким образом, вступили в силу. В их рамках создан (с Китаем) или продолжается процесс формирования зон свободной торговли (с Японией, Республикой Корея, Индией, Авс­тралией и Новой Зеландией). Ликвидированы таможенные пошлины на подавляющую часть товаров (в объеме 80-90% товарных позиций). Все соглашения регулируют либерализацию тор­говли товарами, что касается других сегментов формируемых общих рынков, то здесь имеют­ся отличия. Вопросы либерализации торговли услугами отсутствуют в рамках зоны свободной торговли АСЕАН и Японии, АСЕАН и Индии. Инвестиционное регулирование не предусмо­трено в соглашениях АСЕАН с Республикой Корея, Японией и Индией. Мобильность фи­зических лиц и упрощение формальностей в отношении перемещения лиц из одной страны в другую страну, а также политика по правам интеллектуальной собственности определена условиями только одного соглашения о зоне свободной торговли — ААНЗФТА (АСЕАН с Австралией и Новой Зеландией).

Интеграционная практика Восточной Азии отличается применением так называемых Син­гапурских вопросов, как всех четырех, так и отдельных при подписании соглашений о зоне свободной торговли. Еще на Министерской кон­ференции ВТО в Сингапуре (1996 г.) были раз­работаны направления глубокой экономической интеграции в рамках модели ВТО+, — инвестиции, конкурентная политика, государственные закуп­ки и содействие торговле. Но из-за разногласий между странами в повестку дня Дохийского раун­да переговоров вошло только одно направление -содействие торговле, остальные были исключены.

Зоны свободной торговли высокого стан­дарта (или глубокой экономической интеграции) стимулируют углубление интеграции на основе всех четырех направлений «Сингапурских вопро­сов». В зависимости от количества этих направле­ний, в мире различают зоны свободной торговли высокого стандарта (включены все четыре на­правления), умеренные зоны свободной торгов­ли (включены 3 направления) и зоны свободной торговли ограниченные (1-2 направления).

Если проанализировать многочисленные соглашения о зонах свободной торговли или об экономическом партнерстве, подписанные восточноазиатскими странами, то они не отличаются т.н. высокими стандартами. Как известно, прави­ла ВТО разрешают развивающимся государствам отступать от норм статьи XIY ГАТТ на основе «развязывающей оговорки» и не охватывать всю или почти всю взаимную торговлю. Исключением является японская интеграционная практика, где подписаны соглашения высоких стандартов, хотя часто исключает из взаимной либерализации сфе­ру сельского хозяйства.